Испытания лицеистов
Существенное
воспитательное значение имела Табель об успехах,
прилежании и дарованиях воспитанников Лицея, которая
составлялась на основании ведомостей, подававшихся
профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода. В
Табели подробно отмечались успехи и недостатки каждого
лицеиста в учебе, что становилось предметом всеобщего
обсуждения.
8 января 1815 года состоялись
первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На
экзамен по российской словесности приехали великий поэт
Г. Р. Державин и другие любители просвещения.
Уже при первом наборе
воспитанников в Царскосельский лицей было очевидно, что
изначальный уровень подготовки юношей существенно
различался. Требовались значительные усилия профессоров
и преподавателей для дополнительных занятий по отдельным
предметам с теми лицеистами, которые отставали в
усвоении учебной программы. Чтобы поступающие в Лицей
имели примерно одинаковый общеобразовательный уровень,
необходимо было открыть подготовительное учебное
заведение.
Первый выпуск лицеистов
В 1817
году состоялся первый выпуск воспитанников
Царскосельского лицея в государственную службу. С чином
IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8
человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 —
офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к
военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33
года деятельности Царскосельского лицея офицерами были
выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс
(14,6%). Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись
права выпускников Пажеского корпуса, что давало
возможность быстрого продвижения по военной службе.
Лицеи при Николае I
Восшествие на престол
императора Николая I имело серьезные последствия для
российской системы народного образования. По указу от 23
февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к
подготовке воспитанников только для статской службы.
Кафедра военных наук была закрыта, а вместо ее предметов
стали вводить логику, психологию, статистику и
географию. Изменилась и организационная структура Лицея.
Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали
обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый. 28 июня
1832 года было утверждено Положение о своекоштных
воспитанниках Лицея. К 50 казенным воспитанникам
прибавилось 50 своекоштных с платой по 2000 рублей в год
за каждого. Обе категории обучаемых имели одинаковые
права. За казеннокоштными воспитанниками сохранили
привилегию на получение денежного пособия при выпуске.
По новому положению в
Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в
возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим
здоровьем. Предусматривались следующие вступительные
экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык,
немецкий или французский язык, математика, география и
история. Новое положение позволило улучшить качественные
характеристики обучаемых и увеличить их число.
В последующие годы внимание
императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Из
года в год на нужды воспитанников, профессоров и
чиновников выделялись все большие суммы. Лицеисты
получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и
подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших
учеников на мраморные доски почета, разрешение
воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги,
увеличение денежного пособия при выпуске и прочие
льготы.
Император Николай I 6
ноября 1843 года подписал Указ «О введении
Царскосельского лицея в общее устройство гражданских
учебных заведений». Это означало перевод лицея под
непосредственный надзор монарха, перемещение его из
Царского Села в Санкт-Петербург (в здание
Александровского сиротского дома) и переименование в
Императорский Александровский лицей. Начались
существенные преобразования в организационной, кадровой
и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей
в элитное высшее учебное заведение мирового класса.