Страница 2 из 4
Учительский
коллектив лицея
Учебно-воспитательный процесс
в Царскосельском лицее организовывали директор, семь
профессоров, два адъюнкта, один священник —
преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных
искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и
три гувернера. Кроме того, в штате Лицея находились
врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов,
несколько сторожей, кухарок, прачек и других
вспомогательных работников.
Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые
заведовали кафедрами. Им устанавливался VII классный
чин и годовой оклад в 2000 рублей, а также
предоставлялась благоустроенная квартира вблизи Лицея.
Среди первых профессоров были известные отечественные и
зарубежные педагоги.
Русский язык и словесность преподавал выпускник
Московского университета, доктор философии и свободных
наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Дополнительной
обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов
латинскому языку. Выпускники Лицея свободно читали в
подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других
мировых классиков. Приглашенный из Швейцарии профессор
Д. И. де-Будри вел занятия по французскому языку и
словесности. Уроки по этому предмету проводили
ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в
свободное время читать литературу Франции в
подлинниках. Директор Лицея требовал, чтобы воспитанники
обращались к преподавателям и общались между собой
по-французски.
Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор
Ф.-Л. де-Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его
отличали методическое мастерство, дисциплинированность
и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор
И. К. Кайданов с 1811 по 1841 год преподавал в
Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором
нескольких учебников и пособий для лицеистов.
Профессором нравственных наук был А. П. Куницын,
выпускник Петербургского педагогического института. Он
читал логику, психологию, нравственность, различные
отрасли права, политическую экономию и финансы.
Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей
своего времени.
Я. И. Карцев основал в Царскосельском лицее кафедру
физико-математических наук, устроил физический и
минералогический кабинеты. Согласно учебной программе,
математика в Лицее подразделялась на чистую и
прикладную, а физика — на теоретическую и техническую.
Кроме того, профессор Я. И. Карцев читал лицеистам курсы
по некоторым разделам военных наук (артиллерии,
фортификации, морскому делу и другим).
Основным специалистом по военным наукам был профессор А.
М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации
и другим предметам. После его смерти в 1821 году на
должность профессора по военным наукам предложили
капитана А. В. Устинова. Лицеисты, избравшие военную
карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику,
стратегию и историю войн, военную топографию и черчение
планов, обзор военного искусства и прочее.
Система преподавания в лицее
Профессорско-преподавательский состав был свободен в
выборе методов своей работы. Однако при этом строго
соблюдался главный принцип обучения — лицеисты не должны
были находиться в праздном состоянии. Преподавателям
запрещалось диктовать новый материал учебных предметов.
Они должны были вести занятия так, чтобы никто из
воспитанников не отставал в учебе. На менее
подготовленных учеников педагоги обращали особое
внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все
уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались
отчетами учащихся в устной или письменной форме.
Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке
нового материала, пока все лицеисты не усвоили
предыдущий. По каждому разделу программы обучения
устанавливались определенные методические правила,
которым строго следовали.
Занятия лицеистов
Лицеисты с большим интересом занимались изящными
искусствами и гимнастическими упражнениями. Чистописание
преподавал учитель Ф. П. Калинич, рисование — С. Г.
Чириков, а музыку и пение — Ф. Б. Гальтенгоф. Уроки
танцев давали И. И. Эбергардт и другие иностранцы,
специально приглашенные в Лицей. Учителем фехтования в
период с 1812 по 1824 год был также иностранец Вальвиль.
Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а
первым учителем по этому предмету был полковник
лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились
три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и
непременно при гувернере. Лошади были полковые и
находились под присмотром берейтора (инструктора по
выездке лошадей и верховой езде).
Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и
проводились специально назначенными двумя-тремя
матросами. Местом для упражнений была большая купальня в
царском саду. После плавания проводился медицинский
контроль. Разумное сочетание умственных и физических
нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.